Рабочая программа по ОБЖ для 8, 10 - 11-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, на основе комплексной программы допущенной Министерством образования и науки РФ под общей редакцией А.Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности»: для учащихся 5 – 11 классов общеобразовательных учреждений, А.Т. Смирнов, Москва, «Просвещение», 2010, и примерной программой, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения».
В рабочей программе реализованы требования Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «Об образовании», «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности дорожного движения», «О радиационной безопасности населения», «О пожарной безопасности», «Об экологической безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
Под основами безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Предмет ОБЖ реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной.
В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» учащийся, вне зависимости от курса изучения предмета, должен обладать следующими базовыми знаниями:
теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек — среда обитания»;
основы взаимодействия человека со средой обитания и рациональные условия деятельности;
анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих и вредных факторов опасных и чрезвычайно опасных ситуаций;
средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов;
методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях, методы мониторинга опасных и чрезвычайно опасных ситуаций;
правовые, нормативно-технические и организационные основы управления безопасностью жизнедеятельности;
методы оценки ущерба и экономической эффективности.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 - 11 класса, планируемые результаты
Учащиеся должны знать, уметь:
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
развитие правового мышления и компетентности в решении проблем;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения;
экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях;
знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях;
овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности;
анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций, обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций, выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
знания об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций, об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
в ценностно-ориентационной сфере:
умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
в трудовой сфере:
знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни, возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации.
в сфере физической культуры:
формирование установки на здоровый образ жизни, развитие необходимых физических качеств (выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств), достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки.
Формы оценивания знаний учащихся по предмету
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Текущий контроль теоретических знаний осуществляется с помощью индивидуального опроса, либо решением тестов по теме урока.
Промежуточный контроль теоретических знаний осуществляется по завершении определенного промежутка времени, как правило, учебной четверти.
Контроль пройденного материала производится, в виде тестовых заданий в размере 15 – 25 вопросов.
Итоговый теоретический контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме итогового тестирования по опросному листу.