Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования (далее АООП ООО) МБОУ «Школа № 1» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО).
Под инклюзивным образованием, согласно п.27 ст.2 Закона №273-ФЗ, понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В соответствии с п.16 с. 2 Закона № 273-ФЗ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Согласно ч. 1 ст. 79 Закона № 273-ФЗ, содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой. При обучении и воспитании обучающихся с ЗПР в соответствии с особенностями их психофизического развития предусмотрено получение ими образования, полностью соответствующего по итоговым достижения к моменту завершения обучения уровню обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (5- 9 классы).
Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее - АООП ООО)– это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с задержкой психического развития, разрабатываемая на базе основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ (ЗПР), обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП ООО представляет собой адаптированный вариант основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Школа № 1» (далее - ООП ООО).
Адаптация программы предполагает введение программы коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку, оказываемую обучающимся в освоении АООП ООО, требований к результатам освоения программы коррекционной работы и условиям реализации АООП ООО. Обязательными условиями реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителей-предметников со специалистами сопровождения (психологом, дефектологом, логопедом), реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК.
Аннотации к рабочим программам для обучающихся с ЗПР
Адаптированные рабочие программы по предметам составлены в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 07.12.2010 № 1897 (с изменениями на январь 2016 года) и примерной программы по математике Министерства образования и науки РФ (М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)) на основе рабочих программ основного общего образования.
Требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предполагают, «что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (5- 9классы)», таким образом, требования к результатам освоения программ основного общего образования для обучающихся с ЗПР не отличаются от требований, предъявляемых к обучающимся, не имеющих ограничений по здоровью. Программы сохраняют основное содержание образования общеобразовательной школы по предметам, но отличаются коррекционной направленностью обучения. Это обусловлено особенностями усвоения учебного материала детьми, испытывающими стойкие трудности в обучении. При адаптации программы основное внимание обращено на овладение детьми практическими умениями и навыками, на уменьшение объема теоретических сведений, включение отдельных тем или целых разделов, материалов обзорного, ознакомительного характера.
В силу своих особенностей, данная категория детей испытывает трудности в усвоении учебного материала. Исходя из контингента обучающихся при организации образовательной деятельности используются коррекционно-развивающие технологии, разнообразные методы и приёмы педагогической поддержки, а именно, больший акцент делается на наглядных и практических методах обучения. Так же применяются индуктивные методы, репродуктивный метод, игровые методы, приемы опережающего обучения, приемы развития мыслительной активности, приемы выделения главного, прием комментирования и пр.
Особенности организации образования обучающихся с ЗПР
Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Учет работоспособности и особенностей психофизического развития обучающихся:
- замедленность темпа обучения;
- упрощение структуры учебного материала в соответствии с психофизическими возможностями ученика;
- рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;
- дробление большого задания на этапы;
- поэтапное разъяснение задач;
- последовательное выполнение этапов задания с контролем/самоконтролем каждого этапа;
- осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;
- повторение учащимся инструкций к выполнению задания;
- предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;
- сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий;
- сокращенные тесты, направленные на отработку правописания работы;
- предоставление дополнительного времени для завершения задания;
- выполнение диктантов в индивидуальном режиме; максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;
- максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика; опора на более развитые способности ребенка.
Основные направления психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР
1.Формирование устойчивой познавательной мотивации, стимуляция познавательной активности.
2.Развитие восприятия различной модальности.
3.Развитие внимания.
4.Развитие всех видов памяти (слухо-речевой памяти).
5.Развитие мыслительных процессов.
6.Развитие языковых и речевых средств.
7.Корреция нарушений устной и письменной речи.
8.Развитие произвольной деятельности.
9.Развитие эмоционально-волевой сферы: целеполагание, планирование и прогнозирование деятельности.
10.Развитие контроля и самоконтроля, оценивания и самооценивания.
11.Формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения.
12.Развитие пространственной ориентировки.
13.Формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей. Формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого.
14.Специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации.
15.Развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия.
16.Формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов.
17.Формирование социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей.
Обучающиеся с ЗПР обучаются по данной программе, изучают предмет в объеме обязательного уровня подготовки, должны достичь планируемых результатов обучения. Оценивание обучающихся с ОВЗ производится в соответствии с критериями, изложенными в адаптированной программе, локальном акте «Положение об оценивании в МБОУ «Школа № 1» предметных результатов обучающихся с задержкой психического развития».
Образовательная деятельность, направленная на обеспечение освоения обучающимися с ОВЗ ООП ООО, основывается на методических принципах:
- усиление практической направленности изучаемого материала;
- выделение сущностных признаков изучаемых явлений;
- опору на жизненный опыт обучающегося;
- опору на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;
- соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности;
- введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее знаний и умений обучающихся, формирование школьно-значимых функций, необходимых для решения учебных задач.
Для обучения детей с ЗПР используются приёмы педагогической поддержки:
1. Адаптация содержания (очищение от сложностей, подробностей и многообразия учебного материала);
2. Прием аналогии;
3. В процессе восприятия учебного материала одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления;
4. Использование опорных сигналов и разнообразной наглядности;
5. Формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов действий (использование четкого плана ответа, выполнения задания);
6. Взаимообучение - работа в парах (оценка ставится «сильному» за то, что научил, «слабому» за то, что научился);
7. Оптимальный темп учебной деятельности с позиции полного усвоения.
При обучении детей данной категории используются учебники общего типа (в соответствии с утвержденным списком учебников МБОУ «Школа № 1»).