1. Важно выяснить следующие моменты: а) проявление лжи является следствием: - достижения благородных целей (героическая ложь); - личных отношений или личных интересов; - выдумки, фантазии (периода активного развития речи и воображения); б) ребенок солгал случайно или преднамеренно; в) если преднамеренно, то какова причина лжи. Возможные варианты: - попытка избежать наказания; - стремление привлечь к себе внимание; - наличие у ребенка проблем, требующих решения (в том числе болезненной потребности обманывать других). 2. На ребенка оказывает влияние вся совокупность жизненных проявлений. Поэтому следует проанализировать, если ребенок говорит неправду, нет ли в этом вины взрослых: - не завышены ли требования к ребенку; - не опекают ли ребенка излишним вниманием; - не чувствует ли он себя отверженным в школе, в семье; - имеет ли место соперничество, ревность между детьми; - не подражает ли ребенок кому-либо из окружающих; - не является ли это реакцией на жесткие наказания. 3. Никогда не наказывайте, если проступок совершен впервые, случайно или из-за ошибок взрослых, в том числе, если ребенок сам сознается во лжи. В последнем случае лучше выразить радость по поводу того, что он поступил честно. 4. Не делайте замечание в присутствии посторонних, лучше наедине постарайтесь пояснять ребенку, почему следует всегда говорить правду, что следует за ложью. 5. Бурная негативная, эмоциональная реакция взрослого на ложь лишь усилит чувство страха и его потребность лгать, чтобы избежать наказания. 6. Не создавайте ситуацию для обмана. Избегайте двусмысленных вопросов, когда легче сказать неправду, чем правду. 7. Старайтесь в повседневной жизни демонстрировать примеры честных поступков. 8. Чем чаще ребенка будут поощрять за искренность, хорошие поступки, тем реже у него будет возникать потребность говорить неправду. Примечание: Проявление лжи в поведении детей младшего и старшего школьного возраста чаще всего является результатом отсутствия доверительных отношений со взрослыми.