3 марта 2023 года исполняется 200 лет со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского.
Об К.Д. Ушинском принято говорить, прибавляя слова «великий» и «основоположник». Именно с него началась в России педагогика как наука. Он часто шел против устоявшихся обычаев, на практике доказывая свою правоту.
Константин Дмитриевич Ушинский прожил всего 47 лет, с 1823 по 1870 гг., но успел убедить всех, что воспитание и образование ребенка – не рутина, а творческая задача. И решение ее невозможно без знаний о том, как развивается человек, когда и с чего начинать обучение, на какие детские особенности обращать внимание, чтобы процесс познания не наскучил и принес пользу.
Константина Ушинского называют основоположником русской научной педагогики. И этот выдающийся ученый достоин такого определения, как никто иной. К.Д. Ушинский один из первых решил уделять первостепенное внимание именно задачам нравственного просвещения и воспитания обучающихся. Представление о нравственном обучении как о чем-то «естественно» и «само собой разумеющемся» было им решительно отвергнуто. Еще одной идеей Ушинского, за которую стоит горячо поблагодарить педагога, является идея важности сохранения национальной культуры и самобытности. Для XIX века языком преподавания оставался французский, в семьях и в свете говорили на нем. Статья Константина Дмитриевича «О необходимости сделать русские школы русскими» до сих пор остается образцом педагогических воззваний. Будучи преподавателем как для детей, так и для учителей, Ушинский остался в истории как педагог-публицист. Отличительная особенность его работы – это не только обращение к вопросам воспитания и образования, но и горячая любовь к детям и родному народу, которая в значительной степени способствовала возрождению или даже пробуждению интереса к педагогике в России.
Именно в честь празднования юбилея со дня рождения Константина Дмитриевича Президентом РФ 2023 год был объявлен годом Педагога и наставника.
Историческая заслуга К.Д. Ушинского заключается в том, что он изложил в соответствии с научными достижениями того времени психологические основы дидактики – теории обучения. Он дал ценнейшие указания, как надо развивать активное внимание детей, воспитывать сознательную память, закреплять в памяти учащихся учебный материал путем повторения, которое является органической частью процесса обучения.
По сей день все идеи и учения Константина Дмитриевича актуальны, они привлекают внимание прогрессивных учителей всего мира. Современная Россия, как никогда прежде, остро нуждается в подобных Ушинскому педагогах, которые смогут «взрастить в человеке человека и только потом – специалиста».
Источник - @schoolkruki |