"Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общения"
Ф. Адлер"Вернуть в школу утраченные ценности без семьи, без самого народа невозможно"
Ю. П. АзаровСмотреть видео
Из
факторов, оказывающих воспитывающее влияние на школьника, можно выделить,
прежде всего, семью и школу - представляющих собой две взаимосвязанные системы.
В последнее время становится очевидной необходимость формирования новых
взаимоотношений между семьей и школой.
Когда, в соответствии с Указом
Президента РФ В.В. Путина от 14 июня 2007 года, следующий, 2008 год, был объявлен
в России Годом семьи, в нашей школе решили,
что нужно разнообразить формы работы с
родителями: родители должны почувствовать на себе заинтересованное отношение школы, умение в каждом
ученике увидеть положительное начало. Мы ввели несколько новых форм: это конференции для мам, конференции для отцов и Директорский прием.
Считаем, что благополучная
семья - залог успешного развития всего государства, - именно поэтому мы в школе
решили проводить Директорские приемы семей, поддерживающих наиболее тесную
связь со школой, имеющие определенный успех в воспитании своих детей. Вот и наш первый Директорский прием был
проведен 1 марта 2008 года и был посвящен открытию года Семьи в России. Затем
был новогодний прием 19 декабря 2008 года. После второго приема решили, что
традиционно такие встречи должны проходить каждый год в конце декабря, заканчивая календарный год,
подводя определенные итоги, и на него должны приглашаться лучшие семьи нашей
школы. На сегодняшний момент проведено 4
таких встречи.
Цель приемов - укрепление престижа семьи, пропаганда и утверждение семейного
образа жизни, семейных ценностей и традиций; популяризация образа
женщины-матери, хранительницы семейного очага, содействие развитию творческой
активности в семьях.
Подготовка к Директорскому приему
начинается сразу после осенних каникул: классные родительские комитеты
выдвигают лучшие семьи от классов, ведется совместная работа классных
руководителей и детей по подготовке домашних заданий к приему. На
общешкольном родительском комитете обсуждаются кандидатуры достойных семей,
выдвигаются семьи по номинациям: «Многодетная семья», «Родители – активные
помощники школы», «Лучшие представители родительских комитетов классов», «
Семья как залог успеха ребенка», «
Творческие родители», « Совместный успех детей и родителей», « Родители -
успешные воспитатели» и др. Обязательно учитывается успешность детей по
разным направлениям их деятельности, по возможности, или в семейных выступлениях, или к самому
приему готовятся выставки детских и взрослых поделок, рисунков, сочинений детей о
своей семье. Так как взрослые иногда
теряются говорить «вживую», то родителями
готовятся электронные презентации, рассказывающие о
семье ( причем сейчас это умеют делать сами дети). В 2008 году, например, это были фотогазеты. Родители делятся
секретами семейного воспитания, семейным хобби, рассказывают о своей
родословной, показывают семейные таланты: кто-то хорошо шьет и вяжет, кто-то
сочиняет стихи, танцует, поет, показывает фокусы. Очень интересно, когда семья показывает свои семейные реликвии,
которые передаются из поколения в поколение. Это могут быть и семейные
фотографии, и рассказ- память о человеке - легенде из семьи, и вещи,
которые хранятся с любовью родными не
один десяток лет. Традиционным стал конкурс любимых семейных рецептов,
которыми делится каждая семья. Взрослые ( мамы, и даже папы), а иногда и дети, не
только интересно рассказывают свой
рецепт, но и угощают своим произведением кулинарного искусства. Таких
рецептов набралось уже достаточное
количество, и мы планируем выпустить брошюру « Семейная вкуснятина» и дарить их
на Директорских приемах.
Так как «одинаковость» таких встреч тоже может утомить,
организаторы Директорского приема продумывают разнообразные формы проведения.
Это и вечер семейных встреч, и выпуск «живой» газеты «Семейные известия», и творческий
проект « Семья – это все, что с
тобою всегда!», и строительство
по кирпичикам дома тепла, дружбы и понимания. С концертными номерами выступают
ребята всей школы и учителя. На таких встречах царит атмосфера праздника, любви, добра, домашнего уюта, раскрепощенности, доброго
юмора. Дети здесь учатся бережному
отношению к родителям, взаимоотношениям в семье, как будущие родители; видят,
как важно иметь семью и заботиться о ней, а родители видят своих детей в
другой, не домашней обстановке. После таких встреч родители охотнее идут на
контакт со школой.
Каждый прием открывает и закрывает директор школы Хрушков В.Г. . В конце Директорского приема каждой семье
вручается почетный диплом, традиционно семьи фотографируются с директором у
флага школы. Встреча заканчивается общим «семейным» чаепитием.
Таким образом, было поощрено 34 семьи, но в школе есть
достаточно семей, которые занимаются воспитанием своих детей, помогают школе, и
которых уместно поощрить на уровне администрации.
Формальные, неинтересные классные
и школьные родительские собрания лишь отбивают желание родителей бывать в
школе, и, напротив, заинтересованное отношение к родителям, умение в каждом
ученике увидеть положительное начало, заметить успех, привлечение к
общешкольным делам – все это способствует росту авторитета школы и желанию
родителей помогать ей.
Актемежева Римма Николаевна, завуч по начальным классам
МОУ «ИСОШ № 1» г. Ирбит